Олег Шойму - необыкновенный для наших реалий футболист, да и, пожалуй, не только для наших. Таких игроков мало! Согласитесь, не каждый в 43 года будет ещё выходить на поле в официальных матчах. Пусть и не в "националке", а во втором эшелоне молдавского футбола – в Дивизии "А", но все же.
О своей карьере, встречах с будущими звездами итальянского футбола в матчах за молодежную сборную и о том, почему, так и не довелось сыграть за национальную сборную Шойму рассказал в интервью порталу Moldfootball.com.
- Олег, что послужило поводом стать игроком ФК "Сирець", ведь редко, когда в 43 года человек продолжает выходить на поле в профессиональном футболе?
- Ответ прост: хочу играть в футбол. Тем более, что в ФК "Сирець" подобрался неплохой коллектив, в котором есть еще и такие опытные и известные игроки, как Юлиан Бурсук и Сережа Епуряну. С ними я не один год близко знаком.
- То есть, вами руководило неослабевающее желание играть?
- Именно так. К тому же и силы, и здоровье есть. Да и громадный опыт позволяет играть!
- Олег, а не выглядит ли выступление за ФК "Сирець" в Дивизии "А" снижением ваших амбиций? Ведь в свое время вы капитанствовали в молодежной сборной страны, играли против таких мировых мегазвезд, как Джанлуиджи Буффон и Франческо Тотти.
- А вы хотите сказать, что в свои 43 года я могу заинтересовать "Шериф" или "Милсами"? Нет, я не чувствую, что это какое-то понижение в классе. Да и Дивизия "А" - это совсем не прогулка. Есть довольно неплохие команды, которые достаточно амбициозны и ставят перед собой цель попасть в Национальную Дивизию. Правда, для меня это скорее хобби, но ни в коем случае я не буду просто отбывать время на поле. Напротив, я хочу и готов отдавать все силы, и способствовать тому, чтобы команда добивалась самых высоких результатов. Пусть даже мы и не совсем хорошо начали чемпионат, пусть болельщики не расстраиваются. Впереди ещё много матчей и мы будем стремиться к высоким целям!
- Олег давайте вернемся чуть назад. Как начинался ваш путь в футболе и почему именно футбол?
- Ответ банальный. Мне футбол нравился с детства, тем более, днями напролет мы с пацанами гоняли в него во дворе. В восемь лет я даже хотел записаться в школу футбола на Рышкановке, меня взяли, но посещать занятия я не стал.
- Почему?
- Во-первых, там уже был спорткласс, который занимался в первую смену, а после обеда у них были тренировки. Я же жил и учился на Телецентре и занимался во вторую смену, то есть, была нестыковка.
- И как все-таки оказались в футболе?
- У нас в школе был такой учитель физкультуры, как Василий Федорович Капацына, и он из нас сформировал настоящую футбольную команду. Мы стали серьезно тренироваться, нам нравилось! А позже мы стали выступать на различных турнирах, защищая честь школы. В 1988 году, когда мне уже было 13 лет, к нам пришел тренер из той самой школы футбола, что на Рышкановке - Владимир Васильевич Благодаров, и взял к себе семерых человек, среди которых оказался и я. И вот я стал самым серьезным образом заниматься футболом.
- Вы из школы футбола оказались потом в профессиональной команде.
- Да, из школы футбола я попал в клуб "Конструкторул", но, сами понимаете, не в тот, который станет потом чемпионом страны, а в тот, который сначала назывался просто "Конструкторул", а затем "Конструкторул-Агро". Одним словом, к Петру Ефросу.
- И как ощущалось Вам, молодому 17-летнему парню, в компании взрослых мужиков? Как переносились нагрузки большого футбола?
- Все было гораздо проще. Главное было не потерять мяч, если потерял, то беги назад – забирай! Конечно переживал, но тебе надо было всегда доказывать, что ты достоин места в команде, в ее основном составе. Что касается нагрузок, то да, было тяжело, но пришлось, стиснув зубы, все переносить.
- А как было в бытовом околофутбольном плане? Кормили хорошо, зарплату вовремя платили? Ведь времена тогда, в начале 90-х были тяжелыми.
- Клуб старался, кормили хорошо, зарплату тоже платили неплохую и вовремя. Какая она была, честно говоря, сейчас и не вспомню, но помню, что была в купонах и, когда ее принес домой, то родители были слегка в шоке!
- А какая тогда была атмосфера в команде?
- Ну, у нас был молодежный коллектив: я, Вячеслав Пысларь, Сережа Епуряну - одним словом, такой был костяк человек 8-9. В общем, дружная такая товарищеская атмосфера.
- Те годы как раз пришлись на конфликт между Кишиневом и Тирасполем. Не сказывалось это как-то на вас во время выездов на матчи в тот же Тирасполь против "Тилигула" или в Бендеры против "Тигины"?
- Нет, абсолютно не сказывалось. Во главу угла ставился футбол, сама игра, а политика никак не отражалась на этом.
- Также на те годы пришелся и ваш дебют за юношескую и молодежные сборные Молдовы.
- Да, дебют состоялся в Пятру-Нямц в игре против юношеской сборной Румынии. Тогда взяли всю нашу школу футбола и тренера Благодарова, и командировали играть. Надо сказать, что выступили мы неплохо: хоть и уступили 1:2, но лишь в самой концовке.
- Какое на вас впечатление произвела сборная Румынии?
- Я не скажу, что они выглядели как-то сильнее нас. Мы играли достойно и не хуже. Обидно, что в самом конце матча пропустили решающий второй мяч.
- А первое выступление за молодежку помните?
- Конечно, тем более, что это был стартовый матч отборочного турнира чемпионата Европы. Мы тогда 31 августа 1996 года принимали на Республиканском стадионе англичан. Помню из игроков, которые потом заиграли у них – это был Дайер. Мы тогда уступили им. Но наибольшее впечатление на нас произвел визит в Англию в начале сентября уже 97-го года, особенно посещение "Уэмбли" на матче национальных сборных. Стадион - просто сказка, забит до отказа, все болельщики поют, скандируют, поддерживают свою команду. Все это было спустя, кажется, недели две после смерти принцессы Дианы. По сравнению с Молдовой – это была просто фантастика!
- В том же отборочном цикле вы встречались и с итальянцами.
- Да. Спустя месяц после англичан в том 96-м году к нам пожаловали итальянцы. Накануне матча национальных сборных мы встречались с их молодежкой в отборочном турнире чемпионата Европы.
- У итальянской молодежки состав, если судить уже через призму сегодняшнего дня, был будь здоров!
- Да, против нас играли Джанлуиджи Буффон, Франческо Тотти и Кристиан Луккарелли. Мы, конечно, понимали, что кто-то уже играет в "Ювентусе", кто-то в "Роме", кто-то в "Лацио". Да и на поле с ними было тяжко, видна была разница в классе, особенно в Италии, где мы проиграли 0:6.
- Вы тогда были капитаном команды. А кто был у них?
- У них был Пессото, который затем сделал себе карьеру в Англии.
- Но в национальной сборной вы так и не играли.
- Нет, не довелось.
- Почему? И не обидно вам за это?
- Насчет почему, это надо спросить главных тренеров команды. Видимо, не подходил под требования национальной сборной - тут уже вопросы ко мне. Не знаю, может недостаточно требователен был к себе… Не могу четко ответить на этот вопрос. Конечно, хотелось бы сыграть, но, видно, не судьба.
- Были ли предложения из-за рубежа?
- Да, мною интересовался один швейцарский клуб и польский "Катовице", который тогда наводил шорох в местном чемпионате. Кстати, в Польшу меня пригласили после победного матча нашей молодежки над их сборной 3:1 в отборочном турнире чемпионата Европы 1998 года. Причем обыграли мы их в гостях. Но ни в том, ни в другом случае, за границу я так и не отправился.
- Почему?
- Вы знаете, меня не особо посвящали в детали переговоров, могу лишь предположить, что в обоих случаях клубы не договорились по цене.
- А в Молдове у вас были приглашения из других "больших" клубов?
- Да, звали в тираспольский "Тилигул", но и там не получилось по той же причине.
- Олег, в "Агро" вы тренировались у достаточно серьезных тренеров. Один только Юрий Гаврилов чего стоит. Экс-игрок московского "Спартака" времен Константина Бескова, игрок национальной сборной Советского Союза, участник чемпионата мира 1982 года. Какое впечатление он на вас произвел, как специалист?
- Очень хорошее. Он нам тогда прививал спартаковский стиль игры, и я вам скажу, что этот стиль нам очень подходил. Как специалист для нашего внутреннего чемпионата, он был силен, и как человек тоже производил приятное впечатление своей интеллигентностью! К сожалению, проработал Юрий Гаврилов у нас всего год, что-то у него не сложилось с нашим руководством.
- У вас был период выступлений и в бельцкой "Олимпии".
- Да, было это в 1999-2000 годах. Тогда Владимиру Николаевичу Олянскому удалось сколотить крепкий коллектив, к тому же, нас поддерживал и город, и болельщики. Я вам скажу, что Бельцы очень футбольный город. Там даже есть человек, так он ходит на весь футбол, что происходит в городе. Приведу пример: уже будучи сейчас детским тренером в футбольной школе "Буюкань", я нередко приезжаю со своими ребятами на игры чемпионата и Кубка в Бельцы, так он постоянно подойдет, спросит о делах, о здоровье. Причем я могу приехать в течение недели два раза, и уверен, что его увижу. Очень жаль, что "Заря" сейчас выступает в Дивизии "А", но надеюсь, что это ненадолго!
- Олег, когда был ваш последний сезон в "националке"?
- Это было в 2012 году, когда я выступал за ФК "Костулень".
- То есть, вам было уже 37 лет. Иными словами, самый что ни на есть возраст, когда с высшим эшелоном можно заканчивать.
- Да, согласен, но тут меня стали приглашать в команды, которые классом ниже. Отказывать не хотелось, так как я чувствовал, что могу еще играть. Кстати, в прошлом сезоне я защищал цвета "Дачии-Буюкань" в Дивизии Б.
- В настоящее время вы работаете детским тренером в "Буюкань". Почему избрали именно профессию тренера и причем именно детского?
- Ну, в профессиональные команды меня пока еще не звали, а тренировать я всегда хотел. Прошел тренерские курсы, и вот я дипломированный тренер.
- Есть ли среди детей будущие таланты?
- Есть-есть! Даже у меня в группе. А я работаю с малышней 2008 и 2011 годов рождения, и там есть талантливая "пацанва".
- У нас постоянно есть талантливая "пацанва", но почему-то мы никуда не попадаем: ни на Чемпионат мира, ни на Чемпионат Европы. На ваш взгляд, почему?
- Я, прежде всего, вижу две причины. Во-первых, люди уезжают из страны и, естественно, забирают с собой детей. Во-вторых, те, кто остается, поступают, как мне кажется, неправильно. Когда их ребенку исполняется 14-15 лет, они за него решают, стоит ли ему оставаться в футболе или заняться чем-то другим. Тем самым они порой калечат жизнь своему чаду, которое хочет играть и может стать большим футболистом, но по воле родителей переходит в другую сферу жизни.
- Олег, что для вас значит футбол, и если бы можно повторить все сначала, прошли бы этот путь снова?
- Футбол для меня - всё! И если начать жизнь заново, то я снова стал бы футболистом.
Автор: Виталий Шутиков, специально для Moldfootball.com.
Также читайте:
Георгий Сажин: Первооткрыватель звезд
Вячеслав Катков: "Памятна победа над киевскими "динамовцами", которые на следующий год произведут настоящий фурор в Европе"
Андриан Богдан: "Основным вратарём луганской "Зари" я стал после прыжка в лужу"
Евгений Иванов: "Тилигул" просил за меня у "Байера" из Леверкузена 100 тысяч марок"
Александр Голбан: "Обидно было возвращаться из "Нюрнберга" в лес на Рышкановке"
Сергей Кирилов: "Я два года ходил на тренировки по футболу, говоря родителям, что хожу на гимнастику"
Александр Скрупский: "В Израиле мы даже бастовали на границе, чтобы впустили в страну Серёжу Динова"
Сергей Рогачев: "На первые премиальные в Олимпийской сборной, казалось, могу купить половину Глодян"
Эрик Ококо: "В "Конструкторуле" мне как-то дали деньги просто так, из-за моей короткой причёски"
Сергей Клещенко: "Началась моя карьера матчем на первенство первой лиги СССР - я вышел на замену и сразу получил двойной перелом"
Сергей Секу: "Вместо поездки на Чемпионат Европы, меня отправили в Кишинев сдавать вступительные экзамены в Пединститут"
Денис Романенко: "Когда были в США, выбирали: увидеть Статую Свободы или купить "видики". Решили, что Статую мы увидим и издалека"
Лилиан Попеску: "В "Нистру" мы жили на базе, там на 12 км вокруг ничего не было, но мы терпели"
Олег Шишкин: "Время, проведённое в ЦСКА, было для меня одним из лучших в карьере"
Игорь Опря: "В "Тилигуле" Григорий Корзун платил нам зарплату и коньяком, и сахаром, и дойч марками, и долларами"
Владимир Коссе: "Тот комплект формы "Андерлехт" нам подарил, и мы еще пару сезонов играли в ней в чемпионате Молдовы"
Виктор Комлёнок: "На подъемные в "Шерифе" купил машину и квартиру. Понимал бы, как ценна недвижимость, купил бы несколько"
Раду Ребежа: "Когда принёс первую зарплату домой, то шокировал родителей"
Сергей Дубровин: "На Мальдивах мы питались у вожака племени. Черт его знает, чье мясо мы ели"
Ион Тестимицану: "Контракт с "Бристоль Сити" я подписал в аэропорту. Он был на английском, и я абсолютно ничего не понял"
Валерий Андроник: "Переход в "Рому" не состоялся из-за того, что бухарестское "Динамо" не договорилось с итальянцами"
Сергей Епуряну: "Сожаление о том, как сложилась карьера, есть однозначно"
Вадим Борец: "Гол в ворота сборной Голландии я вспоминаю реже всего"
Виктор Берко: "Те, кто получал зарплату водкой, быстро отбивали свои деньги, а вот люстры еще по полгода на базаре продавали"
Денис Калинков: "Хазар" предложил новый контракт, но агент пообещал "Атлетико" или "Мальорку"
Юлиан Бурсук: "Агент сказал - бери двадцать штук и подписывай, или придется возвращаться в Атаки"